Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Паспорт кабинета педагога-психолога/ учителя-логопеда
Кабинет педагога-психолога располагается на первом этаже Учреждения. Площадь кабинета 49.4 кв.м. Цвет стен, пола, мебели, подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете с округленными формами и установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам СП.
С учетом задач работы детского психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.
Консультативная зона: шкаф для наглядного материала, стол для наглядного материала, шкаф для верхней одежды.
Рабочая зона: письменный стол, стул, ноутбук, шкаф с закрытыми и открытыми полками для хранения методических материалов.
Коррекционно-развивающая зона: детский стол и стульчики, доска, зеркало, стеллаж с открытыми полками для пособий, дидактических игр и игрушек.
Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания, вестибулярные рецепторы
Цель: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья воспитанников с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
- создание положительного эмоционального состояния;
- облегчение состояния тревожности, нормализация нервного возбуждения;
- формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии; развитие позитивного общения детей;
- формирование восприятия цвета и звука;
- развитие внимания и оригинальности мышления.
Направления работы: релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции; познавательные занятия; непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.
Занятий в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков.
Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом:
Ранний возраст (1 – 3 года)
Развивающие занятия для детей данного возрастного периода направлены на:
- корректировку зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций;
- коррекцию слуховых ориентировочных реакций;
- развитие тактильных ощущений; - развитие эмоциональной сферы;
- развитие общей и мелкой моторики, коррекция двигательных нарушений;
- развитие наблюдательности и внимания; - развитие речи, обогащение пассивного и активного словаря;
Занятия проводятся в присутствие близкого ребёнку человека
Дошкольный возраст (3-6 лет)
- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения);
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие познавательного интереса, мотивации к обучению;
- развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания);
- повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям;
- психоэмоциональная разгрузка, достижение душевного равновесия.
Методы работы: Цветотерапия; музыкотерапия; сказкотерапия; релаксация.
Цветотерапия:
КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;
ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует;
ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует;
ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;
СИНИЙ - сдерживает, охлаждает эмоции.
ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, снимает напряжение.
Оборудование:
- Стол с песком, световой Песочная терапия является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей.
-
Интерактивное панно «Звездное небо», имитирующее звездное небо, взглянув на которое, погружаешься в космическую вселенную и ее загадочную галактику.
-
Воздушно – пузырьковая колонна развития зрительного восприятия; формирования фиксации взора; концентрации внимания; плавного прослеживания и зрительно-моторной координации; эмоционального расслабления; вибрация колонны способствует развитию тактильных ощущений.
-
"Сухой душ" - способствует эмоциональному расслаблению; - психологическому комфорту и мотивации на дальнейшую работу; - способствует активизации кинестетических ощущений; - развивает воображение, познавательные процессы; - формирует представление о цвете.
Общение с природой имеет большое значение для воспитания и развития дошкольников.
В современной экологической ситуации со всей очевидностью встает необходимость пропаганды и распространения экологических знаний, их научного обоснования, привития подрастающему поколению норм экологически правильного поведении. В этом смысле организация зимнего сада на базе нашего ДОУ решает многие значимые для дошкольного детства задачи экологического образования, а также помогает активизации познавательно-речевой, трудовой и оздоровительной сфер деятельности ребенка.
Под руководством взрослого малыши получают знания об окружающем мире, учатся бережно относиться к растениям, животным, отвечать за свои поступки.
Зимний сад в детском саду это зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста.
Паспорт "Зимний сад"
Тип: познавательный, экологический, практико-ориентированный.
Расположение: Зимний сад располагается на втором этаже детского сада. Живые экспонаты (комнатные цветы).
Участники: воспитатели, помощники воспитателя, дети, родители.
Аспекты деятельности: предназначен для продолжения формирования знаний детей о растениях, для развития познавательной, трудовой деятельности детей, развития художественных, изобразительных навыков, навыков наблюдения, исследования, экспериментирования.
Актуальность: недостаточный уровень знаний детей о комнатных цветах, их пользе, значении в жизни человека и животного мира, а так же о правилах ухода за ними.
Цель: знакомство детей с многообразием цветов, их строением, значение цветов в жизни людей, необходимости бережного отношения к природе, воспитание интереса к миру растений.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, патриотическому воспитанию.
В музее детского сада создаются тематические экспозиции посвященные войне, космосу, дню Защитников Отечества, Дню матери, Дни книги и т.д.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал находится на втором этаже здания детского сада. Это светлое и достаточно просторное помещение.
Ежедневно здесь проходят музыкальные занятия возрастных групп. К праздикам готовятся утренники. Здесь проходят кукольные театры, поставленные педагогами детского сада, а также сами дети участвуют в театральных постановках.
Оснащение музыкального зала:
Пианино электрическое с банкеткой - 1 шт.
Музыкальный центр MYSTERY MMK - 1 шт.
Мультивидеопроектор - 1 шт.
Экран проекционный 183*244 - 1 шт.
Сплит система - 1 шт.
Стулья детские - 48 шт
Детские музыкальные игрушки:
барабан - 1 шт.
бубен - 1 шт.
бубенцы "Бублик" - 2 шт.
бубенцы "звери" - 2 шт.
бубенцы с гномиками - 2 шт.
бубенчики - 2 шт.
бубенчики круглы - 1 шт.
бубенчики на деревянной ручке - 2 шт.
губная гармошка - 2 шт.
двойной тон блок с колотушкой - 1 шт.
деревянные колокольчики - 2 шт.
детские литавры - 2 шт.
диджериду - 2 шт.
кастаньеты - 2 шт.
колокольчик "Тюльпан" - 4 шт.
колотушка - 4 шт.
ксилофон - 1 шт.
маракасы - 1 шт.
металлофон - 1 шт.
музыкальные бубенцы - 2 шт.
набор музыкальных колокольчиков - 1 шт.
набор перкуссии - 6 шт.
окарина - 1 шт.
румба - 1 шт.
свисток трехтональный - 2 шт.
свисток-брелок - 2 шт.
тамбурин - 2 шт.
тамбурин "Шум моря" - 1 шт.
треугольник с ручкой - 1 шт.
трещетка "Зверушка" - 1 шт.
трещетка веерная - 1 шт.
флейта - 1 шт.
цимбалы - 1 шт.
Наличие оборудованных библиотек
В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете. Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Наличие оборудованных объектов спорта
Самостоятельного спортивного зала в детском саду нет. Он совмещен с музыкальным залом.
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого в отдельном помещении имеется физкультурно-музыкальный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Для обеспечения физической активности детей в физкультурно-музыкальном зале имеется необходимое стандартное спортивное оборудование. Имеется достаточное количество различных атрибутов для проведения корригирующих упражнений для коррекции осанки, плоскостопия: мячи, гимнастические палки, массажные дорожки и др..
На территории детского сада оборудована спортивная площадка, полоса активного движения. На каждой уличной игровой площадке оборудованы спортивные уголки. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, санитарным требованиям. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо–физиологическим особенностям детей, их возрасту.
В хорошую погоду занятия проводятся на свежем воздухе.
Оснащение спортивного зала:
- Гимнастическая стенка
- Маты гимнастические
- Скамейка гимнастическая
- щит для метания в цель (к швед.стенке)
- доска наклонная, гладкая
- доска ребристая массажная
- мячи для метания
- консоль для подвесного снаряда
- канат для лазания х/б
- канат для лазания х/б с узлами
- щит баскетбольный навесной с кольцом и сеткой
- дорожка-балансир
- мешочки для метания
- батут d=120 см
- батут d=100 см
- стойка для прыжков в высоту со шнуром
- Дуга для подлезания h=30 см
- Дуга для подлезания h=40 см
- Дуга для подлезания h=50 см
Оснащение спортивной площадки:
- Элемент игровой конструкции шаг за шагом
- полоса препятствий "Лабиринт"
- полосы препятствий "Труба"
- Гимнастическая конструкция "Жираф"
- Гимнастическая конструкция
- Бревно прямое
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются:
- оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;
- удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
- создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
- оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;
- содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей.
Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.